История
Буйский областной колледж искусств основан в 1969 году. Расположен на живописном берегу реки Костромы в здании историко-архитектурного памятника, бывшего дома купца Василия Галанина. Колледж является главным культурным центром профессиональной классической музыки и декоративно-прикладного искусства в городе. Жители города с удовольствием посещают концерты и выставки, организуемые студентами и преподавателями колледжа искусств, а также филармонические концерты музыкантов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Костромы, Вологды, Череповца и других городов. Широкая музыкально-просветительская и выставочная деятельность студентов и преподавателей особая и очень добрая традиция.
Талантливые студенты колледжа принимают участие и побеждают в международных, межрегиональных, региональных и областных конкурсах исполнительского мастерства и выставках изобразительного искусства.
Как все начиналось
Вопрос о создании на Костромской земле нового учебного заведения назрел естественным образом, и проблема была лишь в подборе опытных кадров организаторов и преподавателей. И такие энтузиасты не заставили себя ждать. Именно они стали у истоков создания Буйского музыкального училища. Это представители партийных и советских органов города Буя: Б.С. Архипов, Л.А. Леонова, А.Л. Смирнов и другие – люди, прекрасно понимавшие значение профессионального музыкального образования для российской глубинки. Ну, а самую главную роль в этом начинании, сыграл истинный подвижник, первооткрыватель, прекрасный педагог-музыкант Сергей Михайлович Козлов (1926 – 2000), известный своей активной творческой деятельностью, в частности, по созданию певческой капеллы в городе Макарьеве. Не случайно ему одному из первых в Костромской области было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ». Выпускник Ивановского музыкального училища, этот талантливый, энергичный человек был назначен первым директором училища. Начинать приходилось с нуля: ни кадров, ни инструментов, ни денег. Новое учебное заведение требовало соответствующего финансирования, также надо было «выбить» средства на строительство общежития, котельной, пристройки, на приобретение всего необходимого для учебного процесса. Исполнительские отделения пополнялись выпускниками Горьковской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Благодаря энтузиазму и неимоверной работоспособности С.М. Козлова за самый короткий срок был подготовлен проект переоборудования внутренних помещений старого здания, а также заказан проект общежития и пристройки с концертным залом и библиотекой. В течение 1970-73-х годов проходила реконструкция здания. Помещения большой площади делились на маленькие классы для индивидуальных занятий. Печное отопление заменили водяным, освободили от складских помещений спортивный зал. Построили общежитие для иногородних учащихся, а несколько комнат в нем было отведено преподавателям. Началось строительство концертного зала, библиотеки и новых классов. Многие работы были выполнены руками преподавателей и студентов. Большую поддержку в становлении училища оказывали руководители города.
С появлением музыкального училища оживилась концертная деятельность в городе и районе. В те годы практически на каждом предприятии, в учреждениях образования создавались хоровые коллективы, самодеятельные оркестры. Многие преподаватели училища становились руководителями таких коллективов-«спутников», и эта традиция сохранялась довольно долго. Сейчас же в роли организаторов и руководителей оркестров, ансамблей, хоров – многочисленные выпускники училища, которые работают буквально во всех структурах города и района, связанных с музыкальным образованием и культурой.
Преемником С.М. Козлова на посту директора стал Виктор Александрович Шуйский. Именно при этом директоре 19 июня 1973 года состоялся первый выпуск училища. Это событие было знаковым для всего города и ознаменовалось большим концертом на сцене Дома культуры железнодорожников.
Училище росло и крепло. Постепенно формировался стабильный коллектив преподавателей, без участия которого немыслимы были бы многие позитивные перемены, диктуемые временем. Так, постепенно из фортепианного отделения выделилось отделение общего курса фортепиано. В 1972 году возникла необходимость создания отделения теоретических дисциплин. Выпускники отделения теории музыки, давшего целую плеяду крепких, знающих специалистов, и поныне составляют основной костяк в музыкальных школах и школах искусств по всей области. В.А. Шуйского сменил Евгений Яковлевич Русанов (1922 – 2006), выпускник института им. Гнесиных. Хотя срок пребывания его в этой должности был непродолжителен, Евгений Яковлевич остался в памяти педагогического коллектива и выпускников училища человеком подлинной культуры и огромного внутреннего обаяния, являвшимся для многих эталоном поведения.
С 1974 по 1978 годы училище возглавлял Дмитрий Васильевич Чернышов, по образованию педагог-музыкант, окончивший Московский заочный педагогический институт. К этому времени были, что называется, расставлены все приоритеты, преподавательский коллектив составляли зрелые музыканты разных специальностей. После ухода с должности Д.В. Чернышова в течение 1978-1979 учебного года училищем руководил Виктор Федорович Микулин, к тому времени являвшийся заведующим теоретическим отделением, педагог по призванию, человек широкой эрудиции, наделенный даром убеждать. Но вскоре Виктор Федорович оставил этот не совсем соответствующий его внутреннему складу пост. Несомненно, редко кому удается совмещать административную должность с огромной творческой работой. Это как раз блестяще продемонстрировал приглашенный областным управлением культуры для работы в Буйском музыкальном училище в качестве директора Николай Федорович Абрамов, окончивший институт им. Гнесиных по специальностям народные инструменты (баян) и дирижирование оркестром русских народных инструментов. Он стоял «у руля» учебного заведения 27 лет с 1979 по 2006 год. Все эти годы Н.Ф. Абрамов был бессменным руководителем известного в городе и за его пределами коллектива – оркестра русских народных инструментов училища, проявляя неиссякаемую энергию и любовь к делу, служению которому Заслуженный работник культуры РФ Н.Ф. Абрамов посвятил всю свою жизнь. За то время, пока во главе училища находился Николай Федорович, в училище были сделаны многие позитивные преобразования. Пущена в действие двухэтажная пристройка с библиотекой и учебными кабинетами, а затем и концертным залом, открытие которого стало выдающимся событием не только для училища, но и для всего города. Преподаватели и студенты получили собственную концертную площадку, а жители города – пожалуй, единственное в городе специально приспособленное помещение, где они могли бы познакомиться с творчеством известнейших музыкантов России. Была организована школа педагогической практики, создано новое структурное подразделение училища – Специальная детская музыкальная школа с целью подготовки высококвалифицированными преподавателями училища абитуриентов на все отделения. Именно в годы директорства Н.Ф. Абрамова как в обществе в целом, так и в сфере культуры, в частности, происходили значительные сдвиги. Приходилось адаптироваться в новых условиях, т.е. попросту «выживать». Еще одно «капитальное» преобразование – перепрофилирование Буйского музыкального училища в Буйское областное училище искусств, которое стало возможным с открытием в 1989 году отделения художников-оформителей, со временем «переросшее» в отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Ныне директором Буйского областного колледжа искусств является Павел Владимирович Замарянов. Выпускник Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, зрелый музыкант, прошедший «закалку» во многих солидных оркестровых коллективах. Работает в колледже с 1994 года и прекрасно знаком со структурой учебного заведения. Имеет опыт педагогической, методической и организационной работы, так как до своего назначения на должность директора совмещал преподавание специальных дисциплин на отделении духовых и ударных инструментов с обязанностями заместителя директора по воспитательной работе, заведующего отделением духовых инструментов и руководителя духового оркестра. За истекший период проявил себя ответственным, высокопрофессиональным, талантливым, заинтересованным делом руководителем. Очень много сил и энергии он отдает улучшению материально-технической базы колледжа. За весьма короткий период материальная база училища ощутимо пополнилась 4-мя компьютерами, рекордером, 3-мя DVD проигрывателями, сканером, микшерным пультом. Проведены многие ремонтные работы в столовой, общежитии. Переоборудована система отопления. Приобретены новые музыкальные инструменты, обновилась мебель в классах (доски, стулья, парты, столы, компьютерные столы и т.д.). В своей работе Павел Владимирович старается придерживаться разумного сочетания коллегиальности и единоначалия и одним из важнейших принципов работы считает тактичность и уважение профессионального достоинства преподавателей и сотрудников колледжа.